Президент Владимир Зеленский не услышал экспертную среду и в ночь с 21 на 22 сентября подписал указ о достройке двух энергоблоков Хмельницкой АЭС. Документ Зеленского называют неконституционным и абсурдным. Эксперт…
В своем посте в Facebook Кошарная написала, что указ Зеленского по ядерной энергетике — «это стыд и позор», передает УНН.
«Я консультировалась с профессиональными юристами. И сама, как человек — чиновница, которая работала в Госатомрегулирования достаточно долго, я умею читать законы. Этот указ неконституционный. Я понимаю, если бы было заседание СНБО, где обсуждался этот вопрос, потому что энергетическая безопасность и ядерная — это все в сфере СНБО, это конституционный орган, и так раньше было — его решение вводится в действие указом президента. Здесь этот указ как «Пилип с конопель», по итогам поездки Зеленского на Хмельницкую станцию», — комментирует Кошарная.
Наиболее красноречиво о неконституционности указа говорит тот факт, что он перебрасывает госкомпанию «Энергоатом» в подчинение Кабмина.
«Полномочия президента ясно прописаны в 106 статье Конституции: он может останавливать акты КМУ в случае их неконституционности. Но писать в указе о том, что надо передать НАЭК «Энергоатом» в КМУ, ни в одном законе Украины, ни в Конституции не написано, что это входит в полномочия президента заниматься определением органа управления хозяйствующего субъекта. И это только один из самых острых моментов указа», — подчеркнула Кошарная.
«Ощущение, как в анекдоте про советского прапорщика, который в поезде вылезает в окно и говорит: «Поезд, стой. Раз-два». Достроить? За какие средства? Проект «Энергомост» умер, его невозможно реализовать без сотрудничества с польской стороной, которая однозначно сказала, что этот проект не входит в ее энергостратегию и ничего она делать не будет. Где брать деньги? То есть это «маниловщина». Этот указ не будет выполнен», — прогнозирует Кошарная.
О рисках достраивать энергоблоки Хмельницкой АЭС на конструкциях 1980-х гг. ранее озвучивали и эксперты Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности. Они напомнили, что этот вопрос уже поднимался в 2009 г. и тогда проект получил отрицательное заключение Госатомрегулирования после соответствующей экспертизы. Эксперты акцентируют, что неизвестно, какие реакторы планируется устанавливать.
«До сих пор нет конкретного проекта обоих энергоблоков, из-за чего неизвестно точно, какую реакторную установку планируют устанавливать. Это является проблемой, так как прежде чем устанавливать любой реактор в имеющиеся конструкции, необходимо провести анализ на предмет возможности этого. Проблема усугубляется еще и тем, что наиболее вероятными «кандидатами» могут быть реакторы ВВЭР-1000/В-320 и ВВЭР-1000/В-392Б, которые производятся российскими компаниями из санкционных списков», — говорят эксперты.
По информации ProfiDOM.com.ua, они также обращают внимание на то, что стоимость работ в течение выполнения проекта может увеличиваться в несколько раз, о чем свидетельствует негативный опыт «Энергоатома» при сооружении Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. А это немалые деньги — в 2017 г. бюджет проекта оценивался в 72 млрд. грн., но и он уже неактуален.
Но самое главное, о чем говорят ученые, — это нелепость достройки этих энергоблоков, поскольку Украина не будет их использовать. В стране профицит производства электроэнергии, и даже существующие мощности атомной энергетики сейчас работают не в полную силу.
Резюмируя, специалисты указывают, что весь этот бессмысленный проект с неизвестным бюджетом ляжет на плечи налогоплательщиков.
«Учитывая, что атомная генерация в Украине — государственная, то очевидно, что за любые достройки будем платить мы с вами, средствами, которые платим ежемесячно по счетам за электроэнергию», — подчеркнули эксперты.
profidom.com.ua